Тихонова
Алла Васильевна
Конспект занятия
в продготовительной к школе группе
Тема: «Предметы из стекла и
металла»
Программные задачи:
- систематизировать и уточнить представления детей о
свойствах металла и стекла и их применением;
- продолжать развивать логическое мышление при
разрешении противоречий, любознательность, тактильную память, внимание;
- воспитывать умение слушать и слышать ответ
сверстника, доказательно его анализировать.
Ход
занятия:
В гости к детям приходит Незнайка и
обращает внимание на 2 коробки. В первой предметы из стекла, а во второй — из
металла.
-
Почему одни предметы лежат в одной коробке, а другие во второй?
(в первой из стекла — стеклянные,
во второй из металла — металлические).
-
Вы любите играть в прятки? Незнайка вам
предлагает поиграть с ним. Незнайка прячет шарик, а вы должны догадаться, где
он. Смотри, Незнайка, прячь хорошо!
( дети закрывают глаза)
1,2,3 — шарик скорее найди!
Незнайка прячет шарик в стакан.
Дети находят предмет.
-
Каким свойством обладает стекло, что вы сразу
увидели через него шарик?
-
А где люди применяют стекло, чтобы использовать
это замечательное качество — прозрачность?
(стекла в доме, в автомашинах, аквариум, очки, лампочки и т.д.)
-
Хорошо, что люди придумали стекло! Что бы было,
если бы у нас в группе не было стеклянных окон?
( было бы темно, не было бы видно солнца)
-
Ребята, а Незнайка опять хочет с вами поиграть.
На этот раз, Незнайка, постарайся спрятать шарик хорошенько.
Прячет шарик в металлическую коробку.
1, 2, 3 — шарик найди!
Дети ищут шарик. Игра «Горячо-холодно».
-
А теперь
сложнее искать? В металлической
коробке шарик не видно, но вы
догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел.
-
Почему не видно шарик в металлической коробке?
( коробка из металла не прозрачная).
-
Незнайка просит вас взять в руки любой предмет
из коробок. И Незнайка тоже возьмет себе то, что ему понравилось.
( берет стеклянный предмет и чуть не роняет его)
-
Ой, Незнайка, осторожнее. А что было бы, если
Незнайка уронил стакан на пол?
( дети отвечают)
-
Значит стекло обладает еще одним свойством. Что
это за свойство?
( стекло хрупкое)
-
А металлическая коробка тоже хрупкая?
( нет)
-
Проверим? (Уронить коробку)
-
Что стало с коробкой из металла?
Вывод.
Стекло хрупкое, а металл-прочный, твердый.
-
Где используют люди это свойство металла?
( машины, посуда и т.д.)
-
Незнайка хотел попить воды и волнуется, куда ему лучше налить воду:
в стеклянный или металлический стакан? Он думает, что если стекло прозрачное,
то вода из него вытечет. Давайте нальем воду в стеклянный и в металлический
стаканы. Как вы думаете, что произойдет?
(дети наливают воду)
-
Дети, расскажите Незнайке, что произошло?
Вывод.
Стекло и металл обладают общим свойством — водонепроницаемостью.
-
Проведем еще эксперимент.
-
Опустите предметы в воду. Что с ними произойдет?
Правильно они утонули. А если положить
деревянный предмет? (будет плавать) Значит
стекло и металл какие? (тяжелые). А дерево какое? (легкое)
-
Проведите рукой по стеклянным и металлическим
предметам. Какие они? Мягкие или твердые? Гладкие или шероховатые?
-
А по запаху можно различить?
-
А по
звуку?
Незнайка играет в игру «Что звучит?» Дети угадывают, что звучит.
Вывод. По звуку можно определить
где стекло, а где металл.
Воспитатель показывает наряженную
металлическую ложку и стеклянный бокал.
-
Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый
из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из
металла делают много очень полезных предметов, а бокал утверждает, что из
стекла гораздо больше. Кто разрешит их спор? Кто прав?
-Давайте разделимся на 2 команды. Первая
(мальчики) за ложку, вторая (девочки) за бокал. Кто больше назовет предметов,
сделанных из стекла или металла?
(дети получают за ответы фишки.
Назвать победителей).
-
Молодцы! Много предметов назвали! Выходит и ложка и бокал правы. И стекло и металл очень
необходимы человеку.
Еще одно задание : девочки должны найти и
обвести красным маркером предметы из стекла, а мальчики найти карточки с
изображенными металлическими предметами.
-
Люди каких профессий работают с металлом?
(сварщики, токари, кузнецы,
металлурги).
-
А со стеклом?
( стеклодувы, стекольщики)
Ребята, какие свойства стекла и
металла вы вспомнили?
В чем различие:
- Прозрачное — непрозрачный.
- Стекло хрупкое — металл прочный.
Сходство:
- Водонепроницаемость.
- Тяжелые-тонут в воде.
- Твердые на ощупь.
Анализ занятия.
- Незнайка расскажет своим
друзьям из Цветочного города все, что он узнал сегодня нового.
|