Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 21:09
МДОУ детский сад №104 г.Комсомольск-на-Амуре
                                                                                                                                                                                                                                                              

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации психолога [0]
Рекомендации медика [0]
Рекомендации педагогов [7]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 28
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Рекомендации педагогов

    Использование игровых приемов на занятиях по рисованию (воспитатель Лосева В.В.)
    31.10.2012, 11:20

    Наверно все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтают об этом. Как же добиться такого эффекта?

    Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные, неповторяющиеся для детей задания, возможность выбора и еще многие другие факторы  – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

    Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети дошкольного возраста обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Е.И.Радина, З.М.Богуславская.

     В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок придумывает, творит, фантазирует.

    Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагогов к этому виду деятельности. Эффективность игровых приемов и необходимость их использования в работе с младшими дошкольниками у воспитателей не вызывает сомнения.

    Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

    В своей  работе с детьми 2 младшей группы мы постоянно используем игровые приемы во всех видах деятельности. На первый взгляд кажется, что создавать такие приемы несложно, но в действительности это требует определенных знаний и умений.

    Большое внимание уделяем использованию игровых приемов с целью мотивации предстоящей деятельности:  в начале года для того, чтобы заинтересовать малышей продуктивными видами деятельности, мы использовали разнообразные игровые персонажи-куклы и мягкие игрушки, продумывали интересные случаи из жизни персонажей, их просьбы, сюрпризы, подарки для детей.  Знакомили  детей с принадлежностями  для рисования  через сказочных героев, либо от их лица («Петрушка пришел с кисточками», «Степашка прислал цветные карандаши» и т.д.). Принося детям на занятие новые игрушки, мы считали, что детям они будут более интересны, т.к. детей привлекает новизна предметов, но оказалось,  что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками,  так как именно с ними связаны эмоциональные переживания детей, поэтому при использовании игровой ситуации для  мотивировки задания, пришли к выводу, что игровых персонажей не должно быть много. Для трехлеток достаточно 3-4 персонажа, каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой  характер». Так, например, к нашим детям приходят «Божья коровка», «Мишутка» и мальчик «Степан».

    «Божья коровка» любит природу и путешествия, интересные сказки, рассказывает об этом детям, приносит им подарки, учит их рисовать сказочными кисточками. Мишутка еще маленький, неумеха, поэтому ему требуется «помощь» детей. Степан – спортсмен, показывает упражнения для разминки и т.д. И конечно все три персонажа очень любят рисовать и мастерить и легко вовлекают детей в творческий процесс. (объяснить, почему выбрали эти персонажи)

    В своей работе также используем и другой игровой прием-обыгрывание выполненного изображения, что позволяет нам закрепить предложенный мотив деятельности, т.к. выполненные в процессе игрового показа изображения используются в игровом плане.  Закрепление в начале занятия игрового мотива необходимо для того, чтобы он был действенным и в процессе исполнительской деятельности. Тогда дети в процессе изображения не забывают о назначении своей работы и выполняют ее более осмысленно. С помощью этого приема решаем и другую задачу-«оживление» образа – первоначальная эстетическая реакция, являющаяся основой художественно-творческой деятельности (и восприятия, и продуктивной деятельности) (привести примеры оживления образа).

    Развивая навыки дошкольников используем прием сотворчества, когда дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы.

    Не забываем и о применении на занятиях приемов прямого обучения: дополнительный показ, объяснение, совет, указание, вопросы.

    В конце занятия для анализа рисунка или поделки, мы придумываем множество игровых задач и действий. Так, дети подсказывают белочке, где растет здоровый гриб, а каким грибам нужно подрасти. Однако, все мы знаем, что чем меньше дети, тем менее выразительны их рисунки. Поэтому мы помогаем малышам увидеть, почувствовать и понять малейшую выразительность образа. Для этого, как правило, проводим анализ детских работ от лица игрового персонажа. (привести примеры). Важно не только вызвать у детей интерес к изображению, но и выявить достоинства и отметить слабые стороны рисунка, вскрыть причины неудач и успехов, ведь даже малыши уже понимают, почему колобок «скатился» с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают,  что у них не получилось, но и охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

    При применении игровых приемов важно помнить не только о содержании игровых действий, но и о логике игровых действий, соответствии их реальным жизненным ситуациям. Иначе эти приемы надуманы и неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит «Мишутка» и приносит бочонок с яркими лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать их предложили куклы, собираясь на спортивный праздник. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать разноцветные ленты разноцветными, ровными, будто утюгом выглаженные. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их мы ориентируемся на знание жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных.

    Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, применяем метод постепенного «погружения» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. «Тебе нравится норка мышонка?», «Давай вместе с тобой и другими детьми войдем к нему в норку». Мысленно войдя вместе с педагогом в норку, ребенок как бы сбрасывает с себя путы воспринимающего субъекта, и начинает активно действовать.

    Однако следует помнить, что игра на занятиях по изобразительной деятельности не самоцель а верный помощник педагога в обучении детей.

    Большое внимание мы уделяем развитию моторики руки, овладению детьми обобщенных формообразующих движений, т.к. от этого зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах.

    Так как обучение детей формообразующим движениям невозможно только в организованной деятельности, поэтому нами были придуманы «мини-раскладушки» с изображением геометрической фигуры и способов  ее преображения. (показать) Дети в самостоятельной деятельности придумывают новые предметы, животных, что способствует развитию их воображения, также предлагаем примеры последовательного рисования различных предметов, животных.(примеры).

     

    Таким образом, подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что использование игровых приемов в организованной и совместной деятельности с детьми, позволяет нам не только развивать игровой замысел и успешно решать изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делать обучение радостным и легким.

     

    В помощь педагогам хотелось бы порекомендовать литературу, которая поможет подготовить мотивацию к занятию, а также подробно расскажет, как использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности, и подскажет, как развивать творчество у детей дошкольного возраста:

    1.Программа «Детство» (переработанная в соответствии с ФГТ)-образовательная область «Художественное творчество» (указаны методы и приемы работы с детьми для реализации задач воспитания и обучения детей)

    2.Г.Г.Григорьева «Изобразительная деятельность дошкольников» (помимо методики, указаны игровые приемы для обучения дошкольников)

    3.Т.Н.Доронова «Развитие детей от 3-5 лет в изобразительной деятельности» (в пособии описана организация пед.процесса, пособия и оборудование, методика работы с детьми, а также показатели развития)

    4.Т.С.Комарова «Детское художественное творчество» (освещены педагогические условия развития творческих способностей дошкольников)

    Категория: Рекомендации педагогов | Добавил: Татьяна
    Просмотров: 7254 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]