Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 04.05.2024, 18:58
МДОУ детский сад №104 г.Комсомольск-на-Амуре
                                                                                                                                                                                                                                                              

 Каталог файлов

Меню сайта
Категории раздела
Рекомендации психолога [0]
Рекомендации медика [0]
Рекомендации педагогов [7]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
Всего ответов: 28
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Файлы » Рекомендации педагогов

    Наш дом - природа
    18.11.2019, 07:24
      1. Пояснительная записка.

    Направленность программы: Факультативный курс программы «Наш дом – природа» имеет естественнонаучное направление и может быть использован дошкольными учреждениями как региональный компонент, для закрепления знаний о диких животных населяющих родной край.

    Актуальность программы: Экологическая безопасность, охрана окружающей среды и рациональное природопользование – непременные условия устойчивого развития любого общества, открывающие перспективу перехода к новой системе общественных ценностей, где жизнь и здоровье человека являются абсолютным приоритетом. Невозможно быть здоровым и при этом жить в неблагоприятной окружающей среде. На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышение уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

    Между тем, состояние экологического образования дошкольников характеризуется весьма значительными пробелами, недооценкой многих его звеньев. В частности, важной проблемой остается поиск путей и средств повышения качества экологического образования в ДОУ.

    Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

    Дошкольный возраст – время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

    Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

    Основной задачей экологического воспитания детей является воспитание бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, доброты и человечности, умения видеть прекрасное вокруг. Дети испытывают потребность в общении с природой. Важно эту потребность удовлетворять, развивая у дошкольников представление о мире, значении природных ресурсов для жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

    Факультативный курс программы «Наш дом – природа» построен на принципах развивающего обучения и направлен не только на формирование у ребенка экологического сознания, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать кра­соту окружающего мира; самостоя­тельно мыслить, логически рассуж­дать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально со­переживать), на интеллектуальное, эс­тетическое, речевое, физическое разви­тие, развитие культуры чувств.

    Отличительные особенности программы: Данный факультативный курс рекомендуется использовать для занятий с детьми экологическим воспитанием и образованием как дополнение к образовательной программе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром. Основной упор, в программе, сделан на ознакомление детей с животными Хабаровского края.

    Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

    Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребенка экологической этики.

    Среди воспитательных задач, которые решаются на занятиях с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

    Адресат программы: Программа охватывает три возрастные группы: среднюю, старшую и подготовительную.

    У детей четвертого года жизни: развиваются экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней; формируются умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами; накапливается эмоционально позитивный опыт общения с природой.

    У детей пятого года жизни: формируется бережное отношение к природе, дети знакомятся с особенностями природы родного края (животным и растительным миром, полезными ископаемыми, природоохранными заповедными местами); дети знакомятся с народными промыслами, историческими памятниками, знаменитыми людьми (поэтами и художниками и др.) Хабаровского края.

    У детей 6-7-летнего возраста: формируются чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, как основы патриотизма; формируется бережное отношение к природе, знакомство с особенностями природы родного края (животным и растительным миром, полезными ископаемыми, природоохранными заповедными местами); дети знакомятся с народными промыслами, историческими памятниками, знаменитыми людьми (поэтами и художниками и др.) Хабаровского края; Формируется целостный взгляд на природу и место человека в ней, осознанно-правильное отношение к объектам природы, которые, находятся рядом с детьми.

    Особенности организации образовательного процесса: Особенность факультативного курса – его игровой характер, открытость и вариативность.

    Программа включает печатное издание и электронное приложение с методическими материалами, которые помогут воспитателю легко и качественно формировать педагогический процесс.

    Приложение содержит текст программы «Наш дом – природа», а также большое количество дополнительных текстов, презентаций, аудио сказок, мультфильмов, звуков животных, видеороликов, рисунков и фотографий. Дополнительные тексты (фотографии, рисунки, презентации) можно скопировать или распечатать на принтере. Для удобства работы все фотографии, рисунки и презентации сохранены в формате PDF, кроме того, презентации сохранены в виде демонстрации. Мультипликационные фильмы и короткие видеоролики, записанные в формате (avi), можно просмотреть на компьютере в программах Windows Media Player, Media Player Classic, VLC Media Player. Звуковые файлы из папок «Лесные сказки для маленьких» и «Голоса птиц и зверей» записаны в форматах (.wma), (.wav) и (.mp3). Их можно прослушать на компьютере в программах Windows Media, Media Player Classic, QuickTime Player, VLC Media Player, iTunes. Мультфильмы, видеофрагменты, аудиозаписи сказок и звуков птиц, зверей имеют точное время звучания или проигрывания файлов. В курсе представлены такие виды экологической деятельности ребёнка, как познавательный, перцептивно-эмоциональный, практический.

    Объем и срок освоения программы: Программа факультатива «Наш дом – природа», рассчитана на три учебных года. Содержание, объем, порядок изучения программного материала построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    • рекомендуется проводить в свободное от занятий время, со всей группой детей, во второй половине дня. Все занятия связаны между собой как в одной возрастной группе, так и между группами разного возраста. В целях обеспечения преемственности состав групп постоянный.

    Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: Продолжительность занятия зависит от возраста ребенка, от 10 мин до 20 мин. Занятия проводятся со всей группой, один раз в неделю (по четвергам) с сентября по май (в летний период времени занятия не проводятся).

     

      1. Цель и задачи программы

    Содержание курса призвано обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к природе.

    Основная цель программы: Воспитание социально активной, творческой личности, способной понимать, любить природу и бережно относиться к ней.

    Задачи программы:

    – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней;

    – сформировать осознанно-правильное отношение к объектам природы, которые находятся рядом с детьми;

    – разбудить в душе ребёнка эмоциональный отклик радости на красоту природы;

    – дать представление о взаимодействии человека и природы.

    Задачи для детей 4-5 лет:

    - развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;

    - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

    - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

    Задачи для детей 5-6 лет:

    - формировать представления о традиционной культуре родного края, города через ознакомление с природой и трудовой деятельностью человека.

    - формирование бережного отношения к природе, знакомства с особенностями природы родного края (животным и растительным миром, полезными ископаемыми, природоохранными заповедными местами),

    - знакомство с народными промыслами, историческими памятниками, знаменитыми людьми (поэтами и художниками и др.) Хабаровского края.

    Задачи для детей 6-7 лет:

    - формирование представлений о родном городе и крае как о самобытном уголке культуры;

    - формирование чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, как основы патриотизма.

    - формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней;

    - формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы, которые, которые находятся рядом с детьми;

    - разбудить в душе ребенка эмоциональный отклик радости на красоту природы;

    - дать представление о взаимодействии человека и природы

     

      1. Содержание программы

    Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

    Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников.

    Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

    При разработке комплексно - тематического планирования по экологическому воспитанию мы опирались на Основную общеобразовательную программу ДОУ, реализующую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой; и на комплект методических пособий Н.А. Рыжовой «Наш дом природа».

    Категория: Рекомендации педагогов | Добавил: Татьяна
    Просмотров: 747 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]